Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Игры для детей 3-5 лет

Опубликовано 13.03.2019

Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами.

С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. В играх с детьми второй младшей группы надо не только уточнять названия, но и помогать малышам выделять и определять свойства и качества различных овощей и фруктов.

Детям средней группы предлагают более сложные задания по выделению и правильному определению признаков и качеств овощей и фруктов. Можно вводить задание по нахождению предметов по запаху.

Найди, что покажу.
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Найди, что назову.
Дидактическая задача. Найти предмет по слову – названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина.
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или «Найди желтое яблоко, покажи его детям». Ребенок находит предмет, показывает его, пытается определить форму.

Угадай, что в руке.
Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.
Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать наощупь.
Оборудование. Овощи и фрукты.
Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, в руках которых такой же, по команде подбегают к воспитателю.

Чудесный мешочек.
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск наощупь спрятанного предмета.
Правило. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди наощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял».

Найди, о чем расскажу.
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так,  чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает одному из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок.  Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Игры по ознакомлению детей с комнатными растениями.

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

У детей младшей и средней групп должны быть сформированы следующие знания:
1. Названия комнатных растений (для младшей группы – 1-2, затем в каждой группе прибавляется еще 2-3 названия).
2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».
3. Знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;

уметь описывать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину(большие - маленькие); поверхность листа (гладкий - негладкий);

уметь рассказывать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много - один).

Прежде всего детям надо показывать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр  перед детьми ставят задачу – найти растение по названию.  Такие игры труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.

Найди такой же.
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3-4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате). Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.

Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти изменение в расположении предметов.
Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.
Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.
Оборудование. На двух столах ставят 3-4 одинаковых астения в определенной последовательности.
Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стояли прежде, сравнивая их с порядком растений на другом столе. После некоторых повторений можно провести игру с одним набором астений (без зрительного контроля).

Угадай растение по описанию.
Дидактическая задача. Найди предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже (на «дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальные – как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы  дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и , если могут, называют его.

Найди, о чем расскажу.
Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.
Правило. Назвать загадываемое растение нельзя. Отвечать на вопросы правильно.
Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраски листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Узнав растение воспитатель называет и показывает его.

Продай то, что назову.
Дидактическая задача. Найти предмет по названию.
Игровое действие. Выполнение ролей покупателя и продавца.
Правило. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по названию.
Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.
Ход игры. Один ребенок – продавец., остальные – покупатели. Покупатели называют растения, которые хотят купить, продавец находит их и выдает покупку. В случае затруднения покупатель может назвать признаки растения.

Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.
    Организуя игры детей второй младшей группы на распознавание деревьев и кустарников, воспитатель должен помнить, что малыши имеют представление только об отдельных частях этих растений, не знают их общего вида, отдельных признаков. Поэтому игры на распознавание следует начинать, привлекая внимание малышей прежде всего к листьям, имеющим ярко выраженную форму (листья дуба, клена, каштана, рябины, акации или др.)
    Постепенно следует вводить задания, при выполнении которых дети узнают, что одинаковые листья растут только на определенных деревьях; им предлагают найти такие же листья, какие они видели на знакомом дереве. Чтобы дети закрепили в памяти внешний вид некоторых деревьев, надо вводить задания на нахождение растений по описанию взрослого. Это поможет научить ребят находить деревья по одной из знакомых им частей (по листья, стволу) и по названию.
    Для детей средней группы задания в играх этого тина усложняются: увеличивается количество растений, которые должны знать дети, разнообразнее становятся игровые действия(дети находят похожие листья друг у друга и пр.). При этом они пополняют знания о частях растений, учатся их называть, перечислять характерные признаки.

Найди листок, какой покажу.
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Бег детей с определенными листочками.
Правило. Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой оказал воспитатель.
Ход игры. Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев. Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул веер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются. Игра повторяется с разными листьями.

Найди листок.
Дидактическая задача. Найти часть по целому.
Игровое действие. Поиск предмета.
Правило. Искать листья на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагог. – Раз, два, три – ищи! Кто нашел, быстрее ко мне!» Дети с листьями бегут к воспитателю.

Найди свой дом.
Дидактическая задача. Найти целый предмет по части.
Игровое действие. Поиск «домика» по определенному признаку.
Правило. Бежать к своему домику можно только по сигналу. Лист в руке и листья на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. Детям раздают листья разных деревьев. Все дети – «зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, мама-зайчиха дает им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу: «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определенное дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться листьями – «переезжать в новый дом». С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и семенами.

Кто быстрее найдет березу, ель, дуб.
Дидактическая задача. Найди дерево по названию.
Игровое действие. Бег к названному дереву.
Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!»
Ход игры. Воспитатель называет детям хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к нему.

Найди пару.
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиски похожего предмета.
Правило. Искать пару только по сигналу. Пару составляют дети, у которых одинаковые листья.
Оборудование. Листья 3 – 4 деревьев в соответствии с количеством детей.
Ход игры. Воспитатель раздает детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.

Найди дерево по описанию.
Дидактическая задача. Найти предмет по описанию.
Игровое действие. Угадывание растений по описанию.
Правило. Искать дерево можно только после рассказа воспитателя.
Ход игры. Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог. Чтобы ребятам было интересно искать по описанию, можно около дерева, о котором говорят, что-либо спрятать.