Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Сказка как средство нравственного воспитания

Сказка как средство нравственного воспитания

Опубликовано 30.01.2018

Сказка как средство нравственного воспитания в свете новых стандартов образования
Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложных проблем,  которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Работая с малышами и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в формировании воспитания – это нравственное воспитание.

Сказка в этом смысле является прекрасным средством для воспитания в душе ребенка духовного начала, чтобы он вырос не бездумным и равнодушным человеком.Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Целью моей работы является формирование нравственных черт и качеств: умение различать, что хорошо и что плохо; делать то, что можно и воздерживаться от того, что не дозволено, быть правдивым и скромным, доброжелательно относится к сверстникам.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

Обучающие:

    Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
    Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доб­рой, совестливой жизни.

Воспитательные:

    Воспитывать послушание на основе любви и уважения к ро­дителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
    Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления пози­тивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дру­желюбие.

Развивающие:

    Содействовать развитию речи детей.
    Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
    Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

Опираясь на главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, я использую сказки как средство нравственного воспитания в течение дня в разных формах детской деятельности: сюжетно-ролевая и театрализованная игра, продуктивная деятельность, обсуждение прочитанного, решение проблемных ситуаций, прослушивание музыкального сопровождения и обсуждение того, кому из героев может подойти эта музыка.

А также вместе с родителями мы начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии  с изученными сказками.

За четыре месяца работы с детьми в ходе целенаправленного использования сказок у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети полюбили сказки, знают некоторых героев. Хотя еще летом на мой вопрос: «Назовите героев русских народных сказок», они называли героев иностранных мультфильмов.

Представляю вам пример мнемотаблицы по сказке «Репка».

    Цветной вариант: определяем последовательность героев и их действий, создаю детям проблемные ситуации: У бабки заболела спина, внучка отказалась помогать и ушла гулять – Что делать деду?; Мышка пришла первая тянуть репку – Что у нее получится? и т.п.
    Круги: совместно с детьми определяем какие герои помогали деду, дети сами могут дорисовать их отличительные признаки.