Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Спортивные и подвижные игры

Опубликовано 12.04.2017

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игра как элемент культуры развивается со всей культурой общества, удовлетворяя различные потребности людей в развлечении, в отдыхе, в развитии духовных и физических сил. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и подростками. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры. Эти двигательные действия мотивированы её сюжетом. Они направляются на преодоление определённых трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения поставленных целей игры. Эти цели устанавливаются самими играющими. А достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих. Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего инициативного поведения. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игры. Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками игры или руководителями в зависимости от условий, в которых игра проводится. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется инвентарь

Подвижные игры могут быть индивидуальными, которые чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, с обручем, в «классики»). Они используются воспитателями в качестве организации досуга и активного отдыха детей.

Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры, в которых играют группы играющих. Всем коллективным подвижным играм присущи соревновательный момент (за себя или за команду), также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения победы. Характерным для коллективных игр является всё время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры всё время меняются и взаимоотношения: каждый старается создать для себя или для команды наиболее выгодное по сравнению с соперником положение.

В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр:

Игры свободные, творческие, или вольные, в которых участники сами намечают план игры и сами осуществляют намеченную цель. У детей они бывают чаще всего сюжетными, когда роли распределяются в зависимости от сюжета. Они могут быть одиночными и групповыми.

Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующие руководства ими взрослыми руководителями. Они очень разнообразны по содержанию и по сложности.

К ним относятся простые некомандные подвижные игры в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. Вся игровая деятельность в них направлена на личное совершенствование. А также более сложные, переходные к командным подвижные игры, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию, помогают товарищам, выручая их. И, собственно, командные подвижные игры, в которых играющие составляют отдельные коллективы- команды. Они характеризуются совместной деятельностью команд, направленной на достижение общей цели, подчинение личных интересов интересам своей команды.

Подвижные игры имеют оздоровительное, гигиеническое, образовательное и воспитательное значение.

При работе с детьми надо помнить, что овладение навыками и умениями более эффективно проходит на уровне непроизвольного запоминания, чем произвольного. Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстаёт в развитии, а мускулатура слаба особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также ещё невелика, а следовательно, возможность его повреждения повышена. Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками. В этом возрасте не рекомендуется давать игры с большими силовыми напряжениями. Дети быстро устают, также быстро восстанавливают способность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения. Ребёнок часто отвлекается тем, что в данный момент ему кажется более интересным. В связи с этим подвижные игры не должны требовать долгого сосредоточения внимания. У детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумки и творчества. В этот период в играх воспитываются основы поведения умение выполнять правила общественного порядка. Начиная с этого возраста хорошо популяризировать среди детей народные игры. Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Их увлекает сам процесс игры, им нравится проявлять свою быстроту, ловкость, меткость, силу, сообразительность. Способность к отвлечённому мышлению, приобретённый запас знаний, и двигательный опыт позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями. Дети начинают понимать, что всё в играх условно. Сюжетность сохраняется только в играх на местности. В связи с началом полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно - сосудистой систем. Дети неуравновешенны психологически, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, при чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре.

Возможности мальчиков и девочек разные, поэтому необходимо следить, чтобы в командных играх количество мальчиков и девочек было равное, а в некоторых играх нужно делить по половому признаку.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sport.iatp.org.ua/0