Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Повышение родительской компетентности в контексте ФГОС ДО

Опубликовано 23.01.2019

1. История вопроса

Проблема взаимодействия педагогов и родителей возникла в конце 19 начале 20 века, когда педагогическая общественность и родители детей дошкольного и младшего школьного возрастов стали тесно контактировать.

В то время родители испытывали дефицит знаний и практических умений в области педагогики, психологии, физиологии, а педагоги искренне стремились им помочь.

Вторая половина 19 века – это эпоха возникновения первых детских садов в России. Но дошкольные учреждения не сразу стали популярными в нашей стране. КАК ВЫДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ? Состоятельные граждане не спешили отдавать детей в детские сады, предпочитая домашних учителей, либо воспитывали их самостоятельно до поступления в школу.

В эту эпоху педагоги, врачи, общественные деятели начинают привлекать внимание родителей к необходимости давать детям правильное воспитание, обеспечивающее разностороннее развитие с малых лет. С этой целью проводятся выставки, создаются клубы и кружки для родителей, издаются работы известных русских и зарубежных педагогов. Интерес к проблемам дошкольного воспитания был обоюдным: и со стороны общественности, и со стороны родителей. Взаимодействие носило субъект – субъектный характер.

После революции ситуация изменилась. Произошел бурный рост детских садов. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ? Встал вопрос об активном вовлечении женщин в систему производства. От сотрудничества и диалога произошел переход к наставничеству и монологу со стороны педагогов. Ведущая идея тех лет: семья не может самостоятельно решить задачи воспитания нового человека. Был провозглашен приоритет общественного воспитания над семейным. Главной целью педагога было научить, просветить родителей – строителей социалистического общества, а также показать свой авторитет как представителей главного общественного института воспитания – детского сада. Основными формами взаимодействия являлись собрания с односторонней активностью со стороны педагога. Педагоги являлись главными носителями и передатчиками знаний, воздействовали на родителей своим авторитетом. Навязывали им свои знания не потому, что был запрос, а в соответствии с собственным решением. Поэтому частыми являлись посещения семей на дому, подробный родительский всеобуч и прочие мероприятия. Проводились формальные родительские собрания с безликой и многим ненужной информацией.

В конце 20 начале 21 века ситуация изменилась. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКУЮ СТОРОНУ? Родители были признаны социальными заказчиками, профессия педагога детского сада из-за низкого материального статуса стала непопулярной, а порой и малоуважаемой. Детство как самоценный период в детском саду заменилось натаскиванием к школе. Многие родители, приводившие ребенка в детский сад, были более образованы и социально успешны, в отличие от педагогов. И тогда воспитатель, привыкший к собственному авторитету, стал получать резко негативный отклик со стороны родителей. Стало ясно, что такие отношения наносят больше вреда, чем какой-либо пользы. Начался поиск новых форм взаимодействия с целью оказания родительской помощи.

С 2012 года начался современный этап взаимодействия семейного и общественного воспитания. Это закреплено в нормативных документах: Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО. Так, статья 63 СК РФ гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей», а также, что «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами». Сразу отпадает вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей – детский сад или семья. Преимущественное право на образование закреплено в законодательстве Российской Федерации.

Однак, родители продолжают испытывать серьезные трудности психолого-педагогического характера. Семья нуждается в серьезной планомерной помощи в воспитании детей. Родителей не надо поучать. Их надо сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике.

2. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Не всегда взаимодействие с родителями организовано так, как хотелось бы воспитателю, и очень редко так, чтобы оно было субъектным. Педагогу важно осознать, что в дуэте отношений «педагог-родитель» более естественная роль отведена педагогу. И потому, что он профессионал, иенно он знает педагогику и психологию дошкольного образования, методы, приемы работы с детьми. В компетентности педагога – грамотно организовать работу с родителями.

Следует выбирать интерактивные формы работы с родителями. Интерактив – взаимное действие. И прежде всего это диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

1. Деловая игра (творческая деятельность участников. Которым нужно определить проблему и найти пути ее решения).
2. Диспут (спор –если есть разные подходы или противоположные мнения).
3. Дискуссия (объектом является какая-то неоднозначная проблема, участники высказывают свои мнения).
4. Круглый стол (участники обмениваются мнением при полном равноправии каждого).
5. Проект (самый распространенный – «ребенок-родитель»).
6. Творческая мастерская («мастер-класс». Родители рассказывают и показывают другим родителям, что они умеют).
7. КВН и др. игры (встреча организуется по правилам такой игры).
8. Конкурсы (активизируют участие родителей в жизни детского сада).
9. Тренинги (метод активного обучения, отработка навыков за короткий промежуток времени).